(Brahms) Иоганнес (7.5.1833,
Гамбург - 3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился
в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э.
Марксена. Испытывая острую нужду, работал тапером, давал частные уроки,
делал переложения салонных музыкальных пьес. Одновременно интенсивно
сочинял, но большинство своих ранних произведений позже уничтожил. В
возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил
концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом
и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах "Нового музыкального
журнала" восторженно приветствовал талант молодого Б. С конца 50-х
гг. Б. - дирижёр любительских хоров. В 1862 переехал в Вену, где успешно
выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле
и Обществе любителей музыки. В середине 70-х гг. Б. целиком посвящает
себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как
дирижёр и пианист, много путешествует. Последние годы жизни Б. омрачает
мучительная болезнь.
В сложной обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонов Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Б. глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые он обогатил новым романтическим содержанием. Музыка Б. воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество; она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством и трепетным лиризмом; в ней порой ощутима эпическая мощь. Свободно-импровизационный склад сочетается в ней со строгой дисциплиной мышления, логикой развития. |
|
Произведения камерно-инструментального жанра относятся по преимуществу к раннему периоду творческих поисков Б. (1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.) и последнему периоду жизни Б., когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепианные трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано и др.). Фортепианные произведения Б. отличаются плотной контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой, виртуозные эффекты подчинены в них выражению содержания. Начав с сонатных циклов, Б. в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры. Из них особенно выделяются вальсы и "Венгерские танцы" - дань восхищения Б. венгерским фольклором. В последний период творчества Б. создаёт фортепианные произведения камерного плана (каприччо, интермеццо). Б. принадлежат также 2 серенады, вариации на тему Гайдна и увертюры для оркестра, вокальные ансамбли, хоры и др. Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-26, Ausg. der Gesellschaft der Musikfreunde, Lpz., Breitkopf und Hartel, 1926-28: Briefwechsel. Bd 1-16, hrsg. von der Deutschen Brahms-Gesellschaft, B., 1907-1922. Лит.: Соллертинский И., Симфонии Брамса, в его сб.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; 2 изд., Л., 1963; Друскин М., И. Брамс, 2 изд., М., 1963; Гейрингер К., И. Брамс, [пер. с нем.], М., 1970: Kalbeck М., Johannes Brahms, Bd 1-4, В.. 1904-14; Grasberger F., Johannes Brahms. Variationen um sein Wesen, Wien, 1952. (с) Большая Советская Энциклопедия |